Савва, инок

Савва, инок
Савва (2-я пол. XV в.) – инок, автор «Послания на жидов и на еретики», написанного в 1488 г. и адресованного боярину Дмитрию Васильевичу Шеину. Биографические данные о С. могут быть извлечены только из вступительной части его Послания. С. именует себя иноком «Сенного острова», – очевидно, речь идет о Троицком Сенновском монастыре, находившемся в Вотской пятине Корельского уезда (Карельский перешеек). Предположение о тождестве С. с автором Послания о Мономаховом венце, бывшим митрополитом Спиридоном-Саввой, никак не обосновано и представляется сомнительным. Поводом к написанию Послания С. была поездка посла Ивана III Дмитрия Шеина в Крым, в ходе которой он должен был вести переговоры с неким Захарием Скарой Гуил Гурсисом, проживавшим в северном Причерноморье и намеревавшимся перейти на русскую службу. Захария Скару до 1488 г. считали в Москве «евреянином»; в те же годы архиепископ Геннадий обнаружил в Новгороде еретиков, которым он приписывал, среди прочих заблуждений, склонность к «жидовскому мудрствованию». В связи с этим С. и направил Шеину свое Послание, представляющее собой компиляцию из противоиудейских разделов Палеи Толковой и «Слова о законе и благодати» киевского митрополита Илариона. Послание С. не представляется нам сколько-нибудь значительным источником по истории идеологической борьбы кон. XV в. Наиболее оригинальными представляются в Послании С. выступления в защиту церковного имущества («десятина Мелхиседека») и характерные для обличителей еретиков кон. XV в. высказывания против неблагочестивых государей: «Аще бо царь, или князь, или богат, или силный, аще и мнится, гордяся величеством маловременным сим, а не поклоняется богу нашему Спасу господу Исусу Христу, написанному образу его на иконе и не причащается тела и крови Христовы, – той воистину раб есть и проклят». В Захарии Скаре, упоминаемом С., некоторые исследователи видели лицо, идентичное «жидовину Схарии», которого Иосиф Волоцкий объявил в нач. XVI в. в «Просветителе» главным зачинщиком новгородской ереси. Но Захарий Скара Гуил Гурсис был идентичен Захарию Гвизольфи – властителю Тамани (Мартеги) и представителю древней генуэзской католической семьи. Представление о нем как о «жидовине», которое дало повод С. к написанию его Послания, по-видимому, было ошибочным – во всяком случае после 1488 г. Иван III стал именовать Захарию «князем Таманским», а не «евреянином». Связь между Посланием С. и «Просветителем», возможно, заключалась в ином: использовав выписки из Палеи, содержавшиеся у С., Иосиф Волоцкий мог заимствовать у С. и имя «жидовина», присвоив его совратителю новгородских еретиков. Изд.: Послание инока Саввы на жидов и на еретики / Предисл. С. А. Белокурова // ЧОИДР. 1902. Кн. 3, отд. II. С. 1–94. Лит.: Будовниц И. У. Русская публицистика XVI века. М.; Л., 1947. С. 59–60; Дмитриева Р. П. Сказание о князьях Владимирских. М.; Л., 1955. С. 80; Лурье Я. С. Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV – начала XVI в. М.; Л., 1960. C. 131–135, 224–225, 239; Голейзовский Н. К. Заметки о Дионисии // ВВ. М., 1971. Т. 31. С. 177.
Я. С. Лурье

Словарь книжников и книжности Древней Руси.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "Савва, инок" в других словарях:

  • САВВА Вишерский — Новгородский (ум. 1461), сын кашинского боярина Ивана Борозды, инок, затем игумен (1397) Тверской Саввиной пустыни. Основал (1417) Савво Вишерский Вознесенский монастырь на берегу р. Вишеры. Память в Православной церкви 1 (14) октября …   Большой Энциклопедический словарь

  • САВВА Вишерский — САВВА Вишерский, Новгородский (ум. 1461), сын кашинского боярина Ивана Борозды, инок, затем игумен (1397) Тверской Саввиной пустыни. Основал (1417) Савво Вишерский Вознесенский монастырь на берегу р. Вишеры. Память в Православной церкви 1 (14)… …   Энциклопедический словарь

  • Савва (Борисов) — В Википедии есть статьи о других людях с именем Савва. Иеромонах Савва (в миру Сергей Евстратович Борисов; 1865, деревне Толстиково, Новоторжский уезд, Тверская губерния 13 ноября 1937, Бутовский полигон, Московская область)  иеромонах… …   Википедия

  • ЕФРЕМ, НИКИФОР († 1617), ИОСИФ, ТИХОН, ФЕОДУЛ, ПОРФИРИЙ, ТРИФОН, ИОСИФ, СЕВАСТИАН, ТИМОФЕЙ, САВВА († 1636), НЕСТОР — (XVII в.), преподобные (пам. в 3 ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых, 9 авг. в Соборе Соловецких святых), Соловецкие, пустынники, подвизавшиеся на Б. Соловецком о ве. Большинство названных святых упомянуто в древнейшем… …   Православная энциклопедия

  • 25 августа — ← август → Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс     1 2 3 4 5 6 7 …   Википедия

  • Савватий — (?  1435), инок Кирилло Белозерского монастыря, один из основателей, наряду с Зосимой, Соловецкого монастыря (1429) …   Энциклопедический словарь

  • Савватий — (? — 1435), инок Кирилло Белозерского монастыря, один из основателей Соловецкого монастыря (1429) …   Большой Энциклопедический словарь

  • АФОН — [Св. Гора; греч. ̀ρδβλθυοτεΑθως, ̀λδβλθυοτεΑγιον ̀ρδβλθυοτεΟρος], крупнейшее в мире средоточие правосл. монашества, расположенное в Греции на п ове Айон Орос (Св. Гора, Афонский п ов). Находится под церковной юрисдикцией К польского Патриархата.… …   Православная энциклопедия

  • ИОАНН ЛЕСТВИЧНИК — [греч. ᾿Ιωάννης τῆς Κλίμακος] (VI VII вв.), прп. (пам. 30 марта и в 4 ю Неделю Великого поста), игум. Синайского монастыря, автор классического произведения визант. аскетической письменности «Лествица Божественного восхождения». Житие Основным… …   Православная энциклопедия

  • Русская литература XVI века — Для улучшения этой статьи желательно?: Викифицировать статью. Содержание …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»